Владимир Мозговой — «Арбатская шпана снова вместе»

Благодарим компанию «МИЭЛЬ-Недвижимость» за помощь в организации и проведении концерта!

«АРБАТСКАЯ ШПАНА»: СНОВА ВМЕСТЕ

Все это придумала и организовала Лида Чебоксарова. Не «Арбатскую шпану», естественно, а ретро-концерт в Центральном доме журналиста. Смешно говорить «ретро» про события 15-летней давности, но в новейшей эпохе каждый год можно считать за два, так что концерт с полным основанием можно считать путешествием в далекое прошлое.

Они неизвестно откуда появились, ярко сверкнули и так же быстро исчезли – на рубеже 90-х годов прошлого века такое часто встречалось. След и память оставили – ни до, ни после в жанре авторской песни ничего подобного «Арбатской шпане» не было.

Первых двух участников действительно «подобрали» на Арбате – Эдик Беспалов и Саша Никифоров, ребята из подмосковного Клина, неплохо зажигали в подворотнях, причем пели в основном авторскую песню. В объединенном кино-эстрадном театре «Союз» при Центре Ролана Быкова из них попытались сделать солидных филармонических исполнителей. Но программа режиссера Артура Вишневецкого «С гитарой по Арбату» сложилась только тогда, когда коллектив «доукомплектовался» студенткой Ярославского театрального училища Лидией Чебоксаровой, авиаинженером из Самары Леонидом Биргером и музыкальным руководителем из Питера Алексеем Бруновым.

То, что они делали вначале, называлось «Эстрадное представление по песням московских бардов», что в принципе соединяло невозможное (где эстрада, и где барды?). Цель была благая – приобщить к камерному и недавно полуопальному жанру «широкие массы населения». Содержание – серьезное, форма – театрализованная и даже эстрадная. Получиться не могло ни в коем случае, но они были талантливы, интересны по типажам (парень с рабочей окраины, представитель «золотой молодежи», мальчик из хорошей еврейской семьи и девочка-отличница), очень музыкальны и обаятельно наивны в своем стремлении сказать свое слово.

Мало того, что они поставили на уши ряд больших и малых фестивалей, вплоть до последнего Всесоюзного в 1990-м в Киеве – они и весь Союз (еще Союз!) успели объехать, сыграв «С гитарой по Арбату» более двухсот раз. Это было сильно. Окуджаву, Кима, Кукина, Никитина, Сергеева, Васильева-Иващенко пели для любой аудитории, и любой аудитории были интересны. Собственно к привычному формату авторской песни вернулись уже тогда, когда стали собираться от случая к случаю, и каждый шел своей дорогой.

Песенная осталась только у самой младшей. Лида Чебоксарова играла в «Норд-Осте», блистала в «Песнях нашего века», успешно делала сольную карьеру, и вообще лучше Чебоксаровой никто авторскую песню не поет (мнение субъективное, но имеющее под собой основания – три сольных диска, начиная с очень ярких «Людей сухопутья», тому свидетельство). Она давно вышла за рамки жанра (впрочем, никогда в них и не замыкалась), ее трио «Брют» тому свидетельство. При этом, учась на третьем курсе продюсерского факультета бывшего ГИТИСа (ныне РАТИ), Лида по зову души и профессии занимается всякого рода безумными и совершенно некоммерческими проектами, на которые (и тоже на альтруистических началах) откликаются не только корифеи жанра. Диск, на котором песни Александра Иванова поют Максим Леонидов и Александр Розенбаум, будет уже пятым по счету продюсерским проектом.

А «Арбатскую шпану» она собирает в первый раз за много лет. Будет что вспомнить. Но ностальгией все, естественно, не ограничится и без сольного отделения Чебоксаровой не обойдется.

Мне, к примеру, равно интересно и то, и другое.

Владимир МОЗГОВОЙ,
обозреватель «Новой».

Название концерта «36 и 6» (с) Ю. Карамаликов.

Ещё статьи: