Лидия Чебоксарова, Евгений Быков “Стойкое послевкусие”

До сих пор обо всех героях рубрики “Домашняя муза” писалось по схеме: знакомство, развитие отношений, творчество. Первая же встреча с Лидой Чебоксаровой и Женей Быковым убедила: на этот раз все будет иначе – творчество, творческое знакомство, и снова – творчество. А как же “Домашняя муза”, спросите вы? Что вы! О ней и речь.

В детстве самым главным домом для Лиды был кукольный. И это никакая не метафора, и не аллюзия с пьесой Ибсена. Родители Лиды, были самыми настоящими кукольниками. Мама – актриса кукольного театра, папа – режиссер. Их дружная семья много путешествовала, переезжая из города в город, из театра в театр, таким образом, еще до совершеннолетия Лида успела пожить в семи городах: родилась во Владивостоке, потом – Ирбит, Тюмень, Свердловск, Рыбинск, Грозный… Окончательно выросла Лида в Смоленске, который и считает родным городом. Частые переезды семьи маленькую Лиду ничуть не расстраивали – какому ребенку не интересно постоянно видеть новые города, приобретать кучу новых друзей и быть завсегдатаем таинственного и манящего мира кулис, тем более кукольных?

Но первый факультет, который выбрала серьезная Лида, был отнюдь не театральный – филологический. Правда, проучившись некоторое время, Лида неожиданно изменила курс и уехала в Ярославль, в театральное училище им. Волкова, где поступила на актерский факультет. Но и там она задержалась не долго. Как только чрезвычайно требовательная к себе и другим Лида убеждалась – ну не то это, на что стоит тратить силы и время собственной, заметьте, жизни, она бесстрашно и почти без сожаления расставалась с “ненужным”. В отличие от большинства разумных людей, делающих выбор в пользу стабильности избранной профессии, Лида, приняв решение, каждый раз бесстрашно, с головой ныряла в неведомое. Когда через много лет поисков Лидия Чебоксарова будет участвовать в мюзикле “Норд-Ост”, знаменитый каверинский девиз “бороться и искать, найти и не сдаваться” ей, как никому другому, будет близок и понятен.

И все-таки было нечто, что постоянно и неизменно сопровождало ее в этих бесконечных поисках. Песни. “Как утверждает моя мама, петь я начала немного раньше, чем говорить, – рассказывает Лида. – А в возрасте полутора лет я уже давала полноценные домашние концерты – исполняла, например, частушки, сопровождая их соответствующими танцами:

Ботиночки, ботиночки 
Научены плясать. 
Выйду замуж – буду плакать, 
Они – на полочке стоять!”

Когда Лиде было шестнадцать, учительница литературы Лидия Владимировна Кузьмичева прочувствовала неуемное желание своей ученицы петь и за руку привела ее в смоленский клуб авторской песни “Диво”, справедливо рассудив, что уж если девочка все время поет, то пусть поет что-нибудь приличное. С тех самых пор Лида уже не расставалась с авторской песней. Но не с той “псевдохудожественной”, заставляющей лишь недоуменно пожимать плечами музыкальных гурманов, мол, что это за графоманская самодеятельность на трех аккордах, а с той глубокой, подлинной, помогающей мыслить “не в строю” и чувствовать в одиночку.

В 1990 году Лида, оказавшись в Москве, стала участницей необычного коллектива с очень подходящим для него названием “Арбатская шпана”. Коллектив обрел высокохудожественную поддержку в лице режиссера Артура Владимировича Вишневецкого, а так же музыкального руководителя Алексея Брунова и за время своего недолгого существования успел создать большую театрализованную программу и стать лауреатом Всесоюзного фестиваля авторской песни в Киеве. Сейчас Лида вспоминает то время с улыбкой: “Ну что мы пели тогда? “Отчего на голове не растут цветочки” – конечно, это было смешно, особенно когда исполнялись тремя здоровыми красивыми ребятами и хорошенькой, крошечной на их фоне девушкой… Может быть, если бы мы не распались, мы и придумали бы что-нибудь гениальное, запросто! Но…все бывает вовремя…”

В 1996 году Лида, уже как исполнительница-солистка, получает Гран-при на международном конкурсе “Петербургский аккорд”, а в 1997 году записывает сольный диск “Люди сухопутья”. Когда моя подруга, театральный критик Юлия Перчаткина, приехала в 1998 году с Грушинского фестиваля, она подарила мне этот диск со словами: “Послушай. Эта девушка – удивительная. Если бы ты еще ее видела на сцене – это просто сама Музыка”.

Как оказалось, так же думала не одна Юля. В 1997 году, на летнем Грушинском, к Лиде подошел высокий застенчивый человек: “Я хотел Вам сказать… Я Вами восхищаюсь. Правда, я несколько иначе Вас представлял… Но я рад, что Вы именно такая!”. В последствии Лида попыталась выяснить, как же именно Женя Быков ее себе представлял, слушая записи. Оказалось – высокой брюнеткой. “Видимо, сработал свойственный мужчинам стереотип, – предполагает Лида. – Принято считать, что темперамент и эмоциональность присущи именно брюнеткам. Но почему высокой?!”.

Евгений Быков родился в Кургане, городе, где все друг друга знают. Удивительно, но рассказ о его профессиональном пути очень схож с Лидиным. “У кого-то образование неоконченное высшее, а у меня – три начатых”. Женя закончил музыкальное училище в Кургане по классу фагота, поучился в Челябинском институте искусств на отделении оркестрового дирижирования, в Новосибирской консерватории на отделении композиции и почему-то в машиностроительном институте. Этих “университетов” Евгению с лихвой хватило, чтобы стать одним из лучших гитаристов-аранжировщиков. Позвольте, а фагот? “Гитара была моей первой любовью. Ей и осталась. Фагот, по сути, был инструментом случайным в моей жизни. А что касается учебы – учился, пока было интересно, а когда интерес пропадал – шел дальше”. Вам это ничего не напоминает?

Женя работал в филармонии, играл в рок-группах, на танцах, но… Грянул 1991-й, филармоническая система развалилась, рок неожиданно наскучил… И вот тут Жене, (вспомним, что Курган – город, где все друг друга знают), поступило странное для него предложение от курганца же, барда Анатолия Киреева попробовать поработать вместе, и Женя согласился. Но, поначалу, ему пришлось непросто. “Прежде чем мы с Толей выехали на первый концерт, я год бился как рыба об лед – у меня ничего не получалось. Навыки, которые были у меня до этого, не годились для жанра авторской песни никоим образом. Ни единой нотой! Потому что в авторской песне мелодическая основа – кварто-квинтовый круг, а в роке – пентатоника. Я ей и мыслил!” Однако, из битвы с роковой (ударение на первом слоге) пентатоникой победителем вышел именно Евгений, и к моменту встречи с Лидой он был уже одним из самых уважаемых гитаристов в мире авторской песни. Так что когда он подошел на Груше выразить Лиде слова восхищения, она уже могла ответить ему тем же.

Лида: “В 1996 году я впервые услышала Женю на Грушинском фестивале, на Гитаре. Когда услышала, как он играет, подумала – ничего себе! Это же настоящий виртуоз, мастер! Мне бы такого. Имелось в виду – гитариста”.

Если очень сильно чего-то хотеть, судьба непременно исполняет наши желания. На зимнем Грушинском 1998 года, через два года после той встречи на летней Груше, они снова встретились и больше уже не расставались. Две творческие личности, восхищенные друг другом – конечно же, рано или поздно это не могло не привести к совместной работе. Другое дело, что дуэт неожиданно получил семейное продолжение. А впрочем, все было чуть-чуть наоборот.

Лида: “К моменту знакомства мы уже знали друг друга, как творческих людей, и были интересны друг другу именно в этом качестве. Но поначалу я была почему-то убеждена, что работать вместе с близким человеком нельзя – ни к чему хорошему это не приведет. Как говориться, мухи – отдельно, котлеты – отдельно. И, в общем, какое-то время так и было: Женя продолжал работать с Анатолием Киреевым, активно занимался звукозаписью, аранжировками. Я работала с Дмитрием Земским, а так же в Песнях Нашего Века, много гастролировала. Мы с Женей оба настоящие трудоголики, не можем без работы, без новых интересных проектов. Одним из новых проектов, в конце концов, стал наш общий – “БрюТ”.

Кстати, начало их совместного творчества было обозначено вполне романтически – Лиде нужно было подготовить “Балладу о Фрэйзи Грант” Галича, и вдруг она поняла, что в этой песне нужна еще одна гитара (к тому моменту Лида уже два года работала в дуэте с гитаристом Дмитрием Земским). Естественно, что “еще одной гитарой” после недолгих раздумий стал Женя – зачем далеко ходить? Так что период “просто семейной жизни” все-таки очень быстро сменился периодом семейно-творческим.

А в 1999-м Лида и Женя впервые вместе приехали в Барзовку, бардовский лагерь на берегу Азовского моря, завсегдатаям и активнейшим участником которого Лида является много лет, с тех самых пор, как ее, совсем еще юную, пригласил туда “поучиться у других” Дмитрий Дихтер. Теперь семейно-творческий дуэт Чебоксарова – Быков – настоящее украшение лагеря. Этим летом, например, одним из самых сказочных моментов третьей смены стал их ночной концерт в “эльфийском” овражке – “БарзенХолле”, где Лида впервые представила песни из нового проекта их трио “БрюТ” – “15 песен Михаила Щербакова”.

Трио “БрюТ” – так к настоящему моменту они творчески сосуществуют – Лидия Чебоксарова, Дмитрий Земский и Евгений Быков. Они первыми взялись всерьез раскапывать огромный пласт неоклассики авторской песни – затеяли большой аудиопроект, серию исполнительских дисков под общим названием “15 песен”, о которой наш журнал уже писал. В этих дисках представлено творчество наиболее ярких авторов современности – Владимира Музыкантова, Михаила Щербакова, Александра Иванова и других представителей целой плеяды бардов, как очень знаменитых, так и незаслуженно малоизвестных, но, безусловно, достойных того, чтобы быть представленными широкому слушателю. Если бы видели, с какими горящими глазами ребята рассказывают об этой своей новой работе! “Это же чудовищная несправедливость! Огромное количество откровенно слабых песен считаются классикой авторской песни, и в то же время настоящая поэзия часто остается вне поля зрительского внимания, – говорит Лида, – Мы считаем своим долгом хотя бы попытаться исправить эту ситуацию”.

А почему, собственно, “БрюТ”? “Назвать группу, как и дать имя ребенку, очень трудно” – смеется Лида. Сначала предлагали то, что приходило в голову, но идеи скоро закончились, и тогда дело решили поставить на научную основу – взяли толковый словарь и стали методично читать из него слова вслух. Как вы понимаете, и научный энтузиазм быстро иссяк. Решение, как это обычно бывает, пришло в самый неожиданный момент. Однажды Женя, ни с того ни с сего, меланхолично спросил у Лиды: “А что такое Брют?” “Брют!”- воскликнула Лида, – “Да это же мое любимое шампанское, не какое-то сладкое-полусладкое, а самое настоящее, терпкое, праздничное, изысканное, не оставляет похмелья, зато оставляет стойкое послевкусие и хорошее настроение…Это название нам подходит”.

Как вы уже знаете, и до и после “БрюТа” у “настоящих трудоголиков” Лидии Чебоксаровой и Евгения Быкова всегда было много и отдельных творческих проектов. Лида, например, около двух лет посвятила мюзиклу “Норд-Ост”. “Я играла массу забавных характерных персонажей и много танцевала, “зажигала” в первой линии всех массовых сцен. Это было очень счастливое время для меня, и нелегкое для моих домашних. Сначала ежедневные репетиции, затем ежедневные показы – очень много времени я проводила в театре, почти совсем не оставалось сил на семью. А в свои законные выходные я еще успевала ездить на гастроли с Песнями Нашего Века. Если бы не Женина поддержка а, главное, выдержка – непросто бы нам пришлось…”.

Кстати, согласно легенде, Лида была одним из первых “посвященных”, кому Алексей Иващенко и Георгий Васильев раскрыли тайну замысла “Норд-Оста”, и Лида тогда спела все женские и детские партии для демо-записи. “Самое сложное для меня было потом долгое время никому ничего не рассказывать – подготовка мюзикла происходила в строжайшем секрете, никто не должен был знать даже о том, на какой сюжет он пишется. Конечно, я дала честное слово, что ничего никому не скажу до тех пор, пока о спектакле не будет объявлено официально. Так и ходила с постоянно прикушенным языком несколько месяцев. А так хотелось немедленно сообщить всему миру, о том, какое это чудо – “Норд-Ост”! Я сразу и навсегда влюбилась в эту музыку”.

А Евгений Быков и сейчас продолжает работать как аранжировщик со многими известными авторами, он один из самых востребованных музыкантов в жанре, что называется “нарасхват”. Их дуэт с “крупнейшим” бардом современности Леонидом Сергеевым, широко известен и очень любим зрителем. И все же трио “БрюТ” – главное, что принесла Жене и Лиде их “домашняя муза”.

А их семейное трио – это “идейный вдохновитель” Лида, “нормальный профессионал” Женя и… чемпион Митя. Да, да, 10-летний чрезвычайно серьезный Митя – уже чемпион по спортивному ориентированию в своей возрастной категории.

Любовь Павличенко