Семь нот в миноре и мажоре

10 мая первый русский мюзикл мирового класса “Норд-Ост” покидал московскую сцену. В то же время в ухтинском Дворце культуры выступала Лидия Чебоксарова, пропевшая женские и детские партии мюзикла еще за полгода до того, как руководителям проекта удалось найти инвесторов.

А теперь закройте газету и попробуйте по памяти воспроизвести прочитанный абзац. Запомнился только “Норд-Ост”, не так ли? И мы о том же. Лучшее – враг хорошего. В масштабном анонсировании концерта Лидии Чебоксаровой при участии гитаристов Евгения Быкова и Дмитрия Земского немного промахнулись с акцентами. В Ухту артисты приехали по приглашению УГТУ и творческого объединения “Дом 5”, руководит которым настоящий ценитель поющей поэзии Сергей Шеркунов. Напомним, что это уже вторая в этом году встреча с авторской песней. В конце февраля ухтинцы аплодировали корифею бардовского движения Леониду Сергееву. А “Норд-Ост”? Да, была такая страничка в биографии Лидии Чебоксаровой, отыграла она в нем один сезон.

Теперь, когда расставлены все точки над i, можно и о концерте. Как призналась сама Лидия Чебоксарова, все песни про любовь, даже если они про войну. Так оно и было. В песнях Юрия Визбора и Ады Якушевой – очарование 60-х годов с их неподражаемым романтизмом и любовной лирикой. В произведениях А. Городницкого – любовь к Ленинграду, российских провинций столице (“Дворцы и каналы на месте, а прежнего города нет…”). В песнях Михаила Щербакова – любовь к жизни, “которая одна, другой не будет”. В гимне актерам (авторы Д. Сухарев и С. Никитин) – признание в любви к людям нелегкой профессии, которым “хочешь не хочешь – комедию ломать” и каждым выходом на сцену оправдывать гордое звание артистов. И конечно, о неистребимой любви к творческому поиску, о предвкушении неземного вдохновения: “Но порою так чешется спинка. Может, это предчувствие крыл?”

Непременным атрибутом концертов бардовской песни бывает пение хором. Эта традиция отчего-то в Ухте нарушилась. Лидия Чебоксарова призвала зрителей в зале слиться с исполнителями в едином экстазе сотворчества. Для этой цели была предложена песня В. Краснова на стихи Н. Заболоцкого “Целый день стирает прачка, муж пошел за водкой…”. Но то ли погода была нелетной, то ли лыжи не ехали. Короче, с вожделенным экстазом произошла заминка. Истерики, однако, тоже не случилось. Выручил оптимистичный слоган от “Русского радио”, кстати, являвший собой единственное украшение сцены на концерте москвичей: “Все будет хорошо”.

А если серьезно, падение нашей музыкальной культуры не новость. Причин много, в частности, постановка музыкального образования ниже всякой критики. Однако массовая музыкальная культура заключается не только в потреблении, то есть слушании музыки, но и в ее воспроизведении. И тут не грех поучиться за рубежом. В Лондоне, к примеру, есть Альберт-холл на 8 тысяч мест, где ежегодно исполняется “Мессия” Генделя. Силами публики! Люди покупают билеты, берут клави-ры – стопки их лежат при входе, смотрят на таблички: “сопрано”, “альты”, “тенора”, “басы” и занимают место в соответственном секторе. На сцене профессионалы – оркестр, дирижер, солисты. В итоге тысячи людей получают эстетическое наслаждение от самого процесса исполнения.

На концерт Лидии Чебоксаровой пришли слушать голос и гитару. И услышали. По реакции зала чувствовалось: исполнение задевало за живое. Тронули песни – “Черный ворон”, когда аккомпанемент гитары Дмитрия Земского был сродни биению человеческого сердца; “Шарманщик” М. Щербакова с ключевой фразой: “Время глядит на тебя, как на ровное место, даст оправдаться, прежде чем умертвит”.

После концерта осталось светлое чувство, навеянное строчкой из репертуара Лидии Чебоксаровой: “Нет несчастных и больных, и виноватых нет”. Значит, есть потребность в песнях, к которым тянется в жажде просветления душа. Есть барды, что врачуют песнопеньем.

 

Надежда СВИРЧЕВСКАЯ
фото Александра СКОРНЯКОВА

Ещё статьи: