Лидия Чебоксарова — «Арбатская шпана»

Лидия Чебоксарова «Арбатская шпана»

Я тут задумалась, в чем состоял феномен успеха «Арбатской шпаны».

Честное слово, я никогда не понимала, почему вокруг нас всегда поднимался такой шум. Почему до сих пор люди в разных городах и странах хватают меня за руки и со слезами вопрошают: «Ну, где же, где же, эта замечательная Шпана, ну что же она к нам не едет?!». А сейчас посмотрела наше старое видео, фотографии, послушала записи… и, кажется, что-то поняла.

Во-первых, удивительным образом подобрались типажи, то есть образы. Эдик Беспалов — простецкая физиономия парня из рабочей семьи, типичный заводила-хулиган, книжек не читает, зато харизма. Саша Никифоров — высокий, аристократичный, себе на уме, молчаливый красавец (кстати, потом выяснилось, что он на самом деле внучатый племянник академика Сахарова, кто бы мог подумать!). Леня Биргер — типичное еврейское лицо, как будто бы мальчику из хорошей семьи надоело пиликать на скрипке, и он всей душой тянется к дворовым ребятам, которые курят и лабают на гитарах. С ними девочка, по виду отличница, несмотря на малый рост, смотрит на них на всех свысока, пользуясь тем, что они почему-то великодушно сносят ее насмешки и вздорный характер. Компания, согласитесь, колоритная. Мимо такой ни один уважающий себя продюсер не пройдет. Он и не прошел — это был Юрий Каплан, директор театра «Союз» при объединении Ролана Быкова.

В золотую арбатскую пору, когда там действительно происходила настоящая неформальная жизнь, год эдак 1989-й, мы собирали нехилые толпы, там нас Каплан и подобрал. Между прочим, тогда попасть в «профессионалы» буквально из подворотни было вполне типично. Помните, сколько рокеров поналезло — ни петь, ни играть, ни двух слов связать — стадионы собирали, понтов — немеряно. Мы, чтоб вы знали, тоже в последствие выступали на стадионах — в Абакане, например, в Сумах, в городе Глухове (он почему-то мне особенно запомнился), в еще каких-то дырах…