Вокал: М. Леонидов (1), Вад. Мищук (1), Вал. Мищук (1), П. Маркин (1, 8, 11), Д. Богданов (1,3,11), Л. Чебоксарова (1,3,6,8,10,14,15), И. Богушевская (2), Е. Фролова (3,9), А. Иванов (4), В. Качан (5), Ю. Мазихин (7), Н. Хоменко (8), И. Коротыч (8), Е. Коротыч (8), Ю. Гальцев (10), Е. Быков (10, 11), Д. Земский (10, 11), А. Козловский (11), А. Кортнев (12), Л. Серебренников (13), Б. Кинер (14), М. Цитриняк (14), А. Иващенко (15)
Гитары, бас, аранжировка – Евгений Быков
Ударные, перкуссия – Кирилл Савичев, Евгений Билый
Клавишные – Дмитрий Земский
Фортепиано (6) – Олег Синкин
Бас (10) – Павел Бойков
Балалайка (10) – Иван Горский
Баян (10) – Владимир Демченко
Вокальная аранжировка (3) – Дмитрий Дихтер, Галина Крылова
Запись: Дмитрий Земский, Вадим Кулин (Studio “IDEE FIXE”, г. Химки), Евгений Поздняков(2), Аркадий Леонов (10) (студия FLASH-FILM, Г. Санкт-Петербург) Анатолий Замков (12) (студия “СМГМИС”, г. Москва)
Сведение, мастеринг: Дмитрий Земский
Фото: Виталий Степанов, Татьяна Рагимова, Вадим Кантор
Дизайн: Сергей Сысуев
В оформлении диска использованы картины художницы Анны Краснер
Запись производилась на гитарах работы мастера Николая Гусева
Идея, воплощение – творческая группа «БрюТ»:
Составитель и продюсер – Л. Чебоксарова.
Аранжировщик, саунд-продюсер – Е. Быков.
Музыкальный редактор – Д. Земский.
Этот проект состоялся благодаря пониманию и поддержке со стороны наших коллег и соратников, спонсоров и меценатов.
Сердечное спасибо:
Анне Краснер, Г. Л. Куликову, А. Кортневу, Ю. Гальцеву, Ю. И. Карамаликову, Соне Болотиной, Дмитрию Богданову, Лене Фроловой, Владимиру Качану, Андрею Козловскому, Ире Богушевской, Максиму Леонидову, Леониду Серебрянникову, Ю. М. Фирдману, А. Иващенко, Ире и Жене Коротыч, Наташе Хоменко, Вадиму и Валерию Мищукам, Борису Кинеру, Михаилу Цитриняку, Петру Маркину, Юрию Мазихину, Андрею Ампилову, Галине Крыловой, Дмитрию Дихтеру, Андрею Васильеву, Ивану Владиславовичу Корнееву, Володе Гальперину, Лене Сысуевой, Е.Н. Булочниковой, Светлане Бруновой.
“От замысла до реализации этого диска прошло несколько лет, поэтому было время поволноваться, впасть в уныние и вновь обрести надежду. Это я говорю о своих переживаниях. Могу только представить, каких душевных и физических усилий этот проект стоил его организаторам и вдохновителям, моим друзьям – прекрасному трио “БрюТ”.
К исполнению были взяты, за исключением двух, песни, которым от десяти до двадцати пяти лет, и, не скрою, я лично предложил бы другой, более современный список, если бы меня спросили. Так же уважительно, но твёрдо были отклонены мои предложения по исполнителям. Попутно выяснилось, что мои песни вообще трудны для исполнения из-за их широкого вокального диапазона. Это и был период уныния.
К счастью я не привередлив, и дело двигалось, и находились прекрасные исполнители, и аранжировки были одна лучше другой.
И вот дело сделано. Слушаю песни, и в душе у меня растворяется самое главное сомнение – зачем всё это. Потому что ЭТО может быть только плодом любви и уважения к моим песням. Испытываю ответные чувства благодарности, любви и уважения к замечательным людям этого проекта, в чём и расписываюсь.”
Александр Иванов
Москва, 5 апреля 2008 года
“Песни Александра Иванова давно поются – задолго до первых изданных кассет, дисков, раньше первых радио- и телепередач. Это объективная данность – мне и ссылаться ни на кого не надо, я сам живой свидетель. Прежде чем впервые в конце 80-х довелось узнать сочинителя, я уже неоднократно слыхивал из чужих уст и “Хандру”, и “Восьмой причал”. Песни пришли в мир летучие, вольные, западающие в память. Их автор в это время бороздил океаны, добывал рыбу из пучин. Встретить его на берегу было почти нереально.
Пишут, да и на фото видно, что, например, А.Вертинский был мужчиной высоченным, широкоплечим, статно-победительным. Хрупкая, капризная пластика Пьеро, изысканный вокальный рисунок – черты духа артиста, маска, которая не укрывает, а обнажает подлинное лицо. Вертинский вспомнился не случайно. Корпулентная боцманская внешность Саши Иванова, просоленная штормами биография провоцируют слушателя на стереотипные ожидания: грубо срубленного стиха, брутальной мелодии, хриплого голоса, одномерных моральных тем. Но за монументальным фасадом живет художник тончайший, гибкий, глубоко искушенный в мировой музыке и поэзии, с отстраненным, вкрадчивым, даже чуть декаденски-самопародийным вокалом морской сирены или гавайской гитары. Песни Иванова – не то что не советские, или не трудовых буден, или не туристские, или не еще какие-нибудь из местных – его песни вообще не по-русски пряны и прихотливы (или как раз по-русски всемирно отзывчивы), стилистически соотнесены (хоть и абсолютно оригинальны) с западной эстрадной традицией – джаза, блюза, кино 30-х, и с русским (в основном эмигрантским) романсом. А захочет Александр – возьмет и обратится к народной песне. И практически во всех произведениях угадывается, подразумевается звучание оркестра, что в авторской песне – драгоценная редкость.
Вот Иванов, подтверждая, вроде бы, ожидания, пишет о морских буднях. Но как! Любуясь, наслаждаясь как прекрасными, так и самыми непритязательными, даже отталкивающими вещами со свободой аристократа: “Вода в порту серая, грязная,/ Мучная пыль горчит во рту./ И празднуем…”, “Хандра… ноет сладчайшим дискантом/ О том, как прекрасна/ Родная земля…” Знакомый дискант…
Да что “Хандра” – вот он проникновенно высказывается из сердцевины женской души, в “Русалке”. Или в “Предчувствии”, двойном парафразе бодлеровского “Альбатроса” и гумилевского “Шестого чувства”, – от лица доисторической рептилии. И всё, всё на свете автор понимает и, то искренне, то иронически приемлет, одобряет своим искусством – и неразделенную любовь, и скуку, и обаятельный эгоизм мартовского кота, и случайные танцы на дороге, и что угодно. “Чеширская улыбка”, парящая в паузах жизни и над жизнью – вот его отношение к миру. Трепет красоты и счастья бытия, положенный на авторскую мелодию.
Конечно, я знал, что этот диск появится, и давно ждал его. Проект Лиды Чебоксаровой “15 песен” не вдруг, не с потолка возник – а рос, ветвился органически. В вещах Музыкантова, Щербакова, Иванова всегда чувствовался драматургический, праздничный простор, большой музыкальный стиль – эти скрытые свойства теперь и разворачиваются. Произведение не вставляется в “раму” аранжировки, а растет изнутри, реализуется в исполнении.
Могу повторить: песни А.Иванова никто нам не навязывал, силой не пропагандировал – песни сами проложили дорогу к сердцу, слуху и устам. Но отныне их уникальные музыкальные качества станут слышимы в полном акустическом регистре. Они будут, наконец, звучать так, как они и замыслены, вымечтаны изначально.”
Андрей Анпилов
Диме Сахарову Я знаю каждую строку и каждый знак ученых книг, Я понимаю суть загадочных явлений. Нацелен чуткий микроскоп, расстегнут жесткий воротник, Дымится кофе, светит Марс, густеют тени. Среди спокойной тишины Чины и деньги не важны, И чувства низкие рассудок не тревожат. Упрям, спокоен, изощрен, И день и ночь томится он, И постигает невозможное, но - все же.... Когда загадка решена И отступает тишина, И появляются соблазны и обманы, Манят рекламные огни, Желудок шепчет - "Отдохни!" А руки лезут тырить мелочь по карманам. И вот - удачный оборот, Полночный поезд, пьяный сброд, И ограбление казенного вагона, Стрельба, погоня, перекур, И снова бешенный аллюр, И руки греет злая тяжесть Смит-Вессона. Потом - и пьян, и знаменит, Струна покорная звенит, А шлапюхи тают, Шлапюхи пьют и подпевают! Ах, безутешная моя родня, Ах, муки совести и прочая фигня! Палач хохочет - ну, не трусь! А я его и не боюсь, Я не смущаюсь безвозвратностью мгновенья. И, неподвластный никому, Все разгадаю, все пойму, Все превзойду трудом, талантом и терпеньем. Я не бросаюсь напролом, Сижу за письменным столом, Цивилизованный, непьющий, некурящий, Но - вспоминаю, словно сон: Последний бой, кандальный звон... А это было, было, было настоящим! 1988 Op. №58 Сб. "Танец на огне" (В.Музыкантов, Москва, 1993) CD "Зеркало" (В.Музыкантов, Филадельфия, 2001)
Царило равенство,
Королева жила
Одна,
Без докучливой челяди,
Она цвела
Независимым образом,
И высокие принципы
Согревали ее.
Парили аисты,
Но король не желал
Признать
Дорогого наследника,
Он сдал дела
В подобающем возрасте –
Им теперь помириться бы,
Жить единой семьей.
Квартира пекаря,
Королева Г.П.:
Уют,
Приглашенная публика,
На канапе –
Молодая наложница,
И шампанское светится
Ароматной струей.
Помощник лекаря
И майор КГБ
Поют
Колыбельную Шуберта,
И я запел –
Пусть мой голос наложится!
… Хорошо бы всем встретиться,
Жить единой семьей.
1989
Ор. №75
Сб. “Танец на огне” (В.Музыкантов, Москва, 1993)
Ты бездонна, словно небо, Примадонна,
Изощренная в капризах и в коварстве.
Над тобой не властны время и законы,
И мораль, и коллектив, и государство.
По тебе давно вздыхает Монте-Карло,
Монпарнас лелеет розы и картины,
Твой супруг работает, как папа Карло,
А я пляшу в твоих руках, как Буратино!
Все регалии, фамилию и титлы,
И все таланты я кладу к твоим сандалям!
Обезглавлена коньячная поллитра,
И мы кутим, и мы хохочем и скандалим!
Что за сила нас бросает на подушки!
Мы в последнем поцелуе умираем!
А над нами проплывают наши души –
Мимо рая, мимо рая, мимо рая…
1988
Ор. №56
Сб. “Танец на огне” (В.Музыкантов, Москва, 1993)
CD “Зеркало” (В.Музыкантов, Филадельфия, 2001)
Дом узнавать,
Снова вернувшись домой –
Стол, стул, кровать –
Вроде, действительно мой.
Можно куртку сорвать
И тебя целовать,
Стол накрывать
И пировать.
Стол, стул, кровать –
Это так просто понять.
Да, ты права –
Нам их пора поменять.
Потеряли свой вид
Слуги нашей любви.
Время, увы…
А я привык.
Стол, стул, кровать –
Пища, работа и сон.
В этих словах
Слышу судьбы колесо,
Слышу – ножки внучат,
Словно капли стучат!
Мне мой очаг –
Вместо врача.
Стул, стол, кровать –
Много ли надо еще?
Стул, стол, кровать –
Вот окончательный счет.
Можно всюду бывать,
Можно все забывать,
Но воевать – да, воевать!-
Только за стол, стул, кровать!
1992 Вирджиния
Ор. № 92
Сб. “Танец на огне” (В.Музыкантов, Москва, 1993)
И.Г. На стене - засушенные розы. На столе - грузинское вино. Я один, я жду метаморфозы, Как лесная бабочка весной. Теплый воздух не уходит с кухни, Всем законам физики назло. Тут живут застенчивые духи, Тени мыслей, отголоски слов. Днем - в толпе, в присутствии, на службе - Их не слышно. И не мудрено. Но теперь они по праву дружбы Тычут мне гитару и блокнот. Можно лечь, укрывшись с головою И не слушать эти голоса. Можно выть, как волки ночью воют. Можно быть собой - хоть полчаса. Просто так, заради любопытства, Отдаюсь во власть кромешных дум. Запах серы, узкое копытце - Не зови, я сам к тебе приду. Скрипнул тромоз, стукнула калитка, Ожил гравий, охнуло крыльцо. Сотворю последнюю молитву И надену черное кольцо… Это ты? Напрасно, дорогая. Не вернется прошлогодний снег. Да, любили! Да, изнемогали… Ярко! Больно! Бабочка в огне. 1993 Филадельфия Ор. №118 Сб. "Антология авторской песни" (Д.Сухарев, Москва, 2002) CD "Люди сухопутья" (Л.Чебоксарова, Ленинград, 1997
Потрогай, погладь, приласкай – я растаю,
По сонной реке не спеша поплыву,
Туда, где ночует на озере стая,
Откуда доносится жалобный звук…
Туда, где друзья выпивают на тризне
И голос другой эту песню поет,
Где жизнь преломилась, как в солнечной призме
И больно сжимается сердце твое…
Туда, где следы предыдущих блужданий
Лежат на асфальте больших городов,
Где в толстых журналах московских изданий
Покоятся страсти минувших годов…
Хочу рассказать твоему поцелую
Про звон бубенцов на альпийских лугах,
Про детство, про то, как страдаю в углу я,
Про все что люблю – на любых берегах:
Россини, Сезанн, Петроград, Барселона,
Прозрачное утро, ночная звезда…
Спасибо, судьба – ты была благосклонна…
Родная, спасибо – я твой навсегда!
Хочу, отразившись в возлюбленном взгляде,
Беспечным дельфином взлететь в небеса!
Забыв об упреков целительном яде
Прижаться губами к твоим волосам…
Потрогай, погладь, приласкай – я растаю,
По черной воде лепестком уплыву,
Туда, где меня дожидается стая,
Откуда я скоро тебя позову.
2002, Филадельфия
Ор. №155
СD “Гражданин Мира” (В.Музыкантов, Филадельфия, 2003)
Подобрался издалека
Вечер голубой.
Затерялся одинокий
Табор кочевой.
Бубенцами зазвенели,
Распрягли коней,
“Невечернюю” запели
Посреди степей.
Ой, гитана, гитанелла,
Разожгла огонь,
Улыбнулась, посмотрела
На мою ладонь:
“Мой сеньор, напрасно тужишь,
Струны теребя –
Над тобой удача кружит,
Счастье ждет тебя!”
“Ой, гитана, счастье зыбко,
Не видать удач,
Разрывают душу скрипка
Да гитарный плач…”
“Мой сеньор, гитара лжива,
Все ей нипочем!
Верь, сеньор, покуда живы –
Любим и поем!”
“Ой, гитана, эти розы
Отцвели давно,
И любовь, и смех, и слезы –
Выпило вино.
Ой, гитана, мягко стелешь,
Чуешь звон монет!
Не обманешь, не наделишь
Тем, чего уж нет…”
“Мой сеньор, мое гаданье
Обмануть нельзя.
Будут новые свиданья,
Новые друзья!
Сеньор, гляди – тучи тают,
Ты уснешь глубоко,
Пусть печаль улетает
Далеко, далеко…”
1980
Ор. №14
Сб. “Танец на огне” (В.Музыкантов, Москва, 1993)
Сб. “Авторская песня” (Р.Шипов, Москва, 1989)
Однажды братья францисканцы
(Давно, в четырнадцатом веке)
Открыли нам секрет рецепта
Весьма полезного – к примеру,
Во время первой брачной ночи,
Когда красотка молодая,
В четвертый раз раскрыв обьятья,
От жажды дивной изнывает!
Тут помогают помидоры,
Базил, петрушка-сельдерюшка,
Чеснок, чабрец, четыре части
Очищенного чипполино –
Все измельчила в мясорубке
Толстуха тетушка Розина
Пока супруг ее, Джованни
Смотрел на небо, рот разинув…
Друзья (Луиджи и Бертуччо)
Джованни держат за разиню:
Добряк всегда нальет стаканчик
Божественного эликсира!
А в атмосфере – запах сена,
Весна, крестьяне торжествуют!
Вокруг воробушки щебечут,
Ах, лимончелла, лимончелла!
Пускай вокруг бушуют страсти
И катаклизмы мировые,
Пускай смеются иностранцы
Над нашим заповедным бытом!
У нас – Романская культура!
Слыхали – Данте Алигьери?
В соседнем городе блистает
Талантом некий Леонардо!
Пускай мы вдалеке от Рима,
Но на воротах нашей церкви
Мы написали на латыни:
“ВПЕРЕД, К ПОБЕДЕ РЕНЕСАНСА”!
Недаром братья францисканцы
Открыли нам секрет рецепта –
Вкуснее наших помидоров
Вы не отыщете в округе!
Прекрасней наших помидоров
Вы не отыщете на свете!
2001, Нью Йорк
Ор. №154
СD “Гражданин Мира” (В.Музыкантов, Филадельфия, 2003)
Луна выплывает, как бледный нуль –
Ни линий, ни волнения, ни огня.
(Я не могу жить без тебя!)
Как мерцает она сквозь оконный тюль…
Пыля, проезжает шальной фургон –
Гремящая музыка чутких снов.
(Я не могу жить без тебя!)
Соседка выходит курить на балкон.
Пора на бульвар, где обьятья пар,
Пустые витрины, разбитая буква “П”…
(Я не могу жить без тебя!)
Считает ночные шаги тротуар.
Когда сквозь рассудок и лень дошло,
Что я не могу жить без тебя,
Уже выплывала луна, как бледный нуль,
И было ей на небе нехорошо.
1988
Ор. №55
Сб. “Танец на огне” (В.Музыкантов, Москва, 1993)
CD “Зеркало” (В.Музыкантов, Филадельфия, 2001)
CD “Снежный вальс” (Л.Позен, Сиэттл, 2001)
Помнишь, это было у моря…
Это было у моря,
Где колючий цикорий,
Где у самого неба зажигался маяк.
Пели, кувыркались в прибое,
Любовались собою,
Упивались покоем,
Занимались любовью, дорогая моя.
Под развесистой чинарой –
Шуры – муры, тары – бары,
А на пляже рокот волн,
Да ливерпульский рок-н-ролл…
Где ты, черноморское лето?
Поманило – и нету,
А я считаю минуты
До сезона полётов от сезона дождей.
Помни, обязательно помни
Нашу летнюю сказку,
Помни южную ласку,
Помни яркую краску, помни добрых друзей.
Под развесистой чинарой –
Шуры – муры, тары – бары,
А на пляже рокот волн,
Да ливерпульский рок-н-ролл!
Я понимаю, что судьбу не угадать!
Ты улетела далеко и не видать,
Где ты
Мелькаешь яркой кометой?
Но в море наши монеты,
И мы вернемся сюда!
Помнишь – “Это было у моря,
Где ажурная пена,
Где встречается редко
Городской экипаж…”
1987
Ор. №50
Сб. “Танец на огне” (В.Музыкантов, Нью-Йорк, 1993)
Сб. “Антология авторской песни” (Д.Сухарев, Москва, 2002)
CD “Люди сухопутья” (Л.Чебоксарова, Ленинград, 1997)
CD “Зеркало” (В.Музыкантов, Филадельфия, 2001)
CD “Это было у моря” (Cборник авторов Барзовки, Москва 2004)
Мы тоже были молоды
И верили богам,
И жертвовали золото
Церквям и кабакам.
И в радостях, и в горестях
Ласкала нас страна.
Добычу, славу, почести –
Все обещали нам
Дороги новой войны,
Дороги новой войны.
Атакам нашим бешеным
Давно потерян счет!
Как нас любили женщины,
Фортуна и еще –
Дороги новой войны,
Дороги новой войны.
На панцире пробоина,
Мозоли на ногах…
И скальпы лучших воинов
Остались у врага.
Но мудрая пословица
Нам не велит грустить,
И мы должны готовиться,
И мы должны найти
Дороги новой войны,
Дороги новой войны.
И будет все по-прежнему,
И мы пройдем в строю,
И барабаны нежную
Мелодию споют…
* “Хочешь мира – готовься к войне”. (Лат.)
1989
Ор. №71
Сб. “Танец на огне” (В.Музыкантов, Москва, 1993)
Синие мундиры, летние квартиры,
Скачет наша сотня вслед за командиром,
Трубы вдалеке рокочут, вознося державу,
Снова сердце хочет подвигов и славы –
На войне, как на войне!
Снова бредит нежностью и лаской…
Мимо дама едет аглицкой коляске,
Трубы вдалеке рокочут в честь державы русской,
А барышни лопочут только по-французски –
A’ la guerre comme a’ la guerre!
Глазки их стреляют, словно наши пушки,
По мосту гуляют – ах, какие душки!
Трубы вдалеке рокочут, предвещая драку,
Значит, этой ночью мы пойдём в атаку –
На войне как на войне!
Мы врагов на мучим – им целуем ручки,
Пусть они научат нас парижским штучкам!
Трубы вдалеке рокочут, славя самодержца,
Нас не опорочит сгубленное сердце –
На войне как на войне!
Синие мундиры, летние квартиры…
Засыпает сотня вместе с командиром,
Вдалеке затихли трубы, заиграли лиры,
Не забудут губы летние квартиры…
А там и старость встретим, осушим стаканы,
Вспомним крошку Кетти, вспомним душку Жанну,
Вспомним чарку эля, вспомним рюмку водки,
Вспомним ночь в борделе с пухленькой кокоткой!
1978
Ор. №5
Сб. “Танец на огне” (В.Музыкантов, Москва,1993)
CD “Зеркало” (В.Музыкантов, Филадельфия, 2001)
CD “Темы” (Сборник бардов США, Нью Йорк, 2003)
И.Г.
Тоска пустая,
изнеможение стихий.
Колумб листает
сентиментальные стихи.
Красоты стиля
почти не трогают ума.
О, приступ штиля!
А в Каталонии – зима…
Тоска пустая…
Mетель метет, как помело,
Устала стая,
волчица дышит тяжело,
Скулит детеныш,
у вожака изранен бок,
О, безнадежность!
О, да помилует их Бог!
Тоска пустая,
душа распахнута вовнутрь,
Простые тайны
играют в ней, как перламутр…
Все разъяснится,
снега растают, льды всплывут,
Уснет волчица,
а каравеллы оживут!
Тоска пустая!
Неизъяснимая тоска!
Корабль мотает,
а цель все так же далека!
Мы с капитаном
вовсю сражаемся в снежки,
Инфанта Анна
сплетает яркие венки!
Тоска пустая,
ты высока, как облака!
Не перестану
в тебе сочувствия искать!
1990
Ор. №86
Сб. “Танец на огне” (Владимир Музыкантов, Москва, 1993)
Сб. “Антология авторской песни” (Д.Сухарев, Москва, 2002)
CD “Люди сухопутья” (Л.Чебоксарова, Ленинград, 1997)
CD “Снежный вальс” (Л.Позен, Сиэттл, 2001)
Во всем виновный, дрожа, как лист,
Живет чиновник, растущий вниз.
В движеньях мелок, бесстыдно лыс,
Приятель белок, потомок крыс.
Не врач, не плотник, не альпинист –
Штабной работник, бумажный глист.
Живет убого, как не живет.
Худые ноги, большой живот.
Летят недели, года бегут,
Но в этом теле (точней, в мозгу),
Как заключенный, тайком от всех,
Живет ученый, растуший вверх.
Живет прозаик, растущий внутрь –
Никто не знает его минут!
И в той же коже – свидетель Бог! –
Живет художник, растущий вбок.
Во всякой драме есть свой статист.
“Ах, мама, мама, ну, улыбнись!
Пускай без денег, пускай рогат,
Но не бездельник. Ну, не ругай.
Тебе признаюсь начистоту –
Я сам не знаю, куда расту.
Я твой шиповник, твой кипарис,” –
Шептал чиновник, растуший вниз.
Мне скажут: “Здрасьте, ну налепил!
Такие страсти, что твой Шекспир!”
Он вам не ровня, Шекспир не врет.
Умрет чиновник, и мир умрет.
1992
Ор. № 101
Сб. “Танец на огне” (В.Музыкантов, Москва, 1993)